RATA-news,
20 июля 2020 г.
«Хватит нам Воробьевых и Недоползов…» 845 просмотров
Страховщики называют ситуацию с компанией «Робинзон», решившей прекратить туроператорскую деятельность при неисполненных обязательствах перед туристами, прецедентом, который поможет разрешить давно назревшее противоречие на рынке. Они убеждены, что туроператор должен подтвердить невозможность исполнения договоров и нехватку средств для возмещения ущерба, а не «планово» выходить из реестра, имея долги перед туристами. При поддержке Ростуризма страховые компании теперь будут гораздо внимательнее изучать обстоятельства ухода туроператоров с рынка.
Напомним, российская компания «Робинзон Турс» – подразделение одноименного венгерского туроператора, в середине мая объявившего о банкротстве. 7 июля компания была исключена из федерального реестра «в связи с представлением заявления о прекращении туроператорской деятельности». Так написано в приказе № 199-Пр-20 Ростуризма.
В своем письме к туристам туроператор предложил им обращаться в компанию «Лексгарант», с которой у него был заключен договор страхования ответственности на 50 млн рублей. Но, по словам исполнительного директора ERV и руководителя рабочей группы по страхованию ответственности туроператоров Всероссийского союза страховщиков Юлии Алчеевой, добровольный отказ не означает невозможность оказания услуг, соответственно не считается страховым случаем и не предполагает выплат туристам из фингарантий.
С ней согласен глава юридического агентства «Персона Грата» и руководитель комиссии по правовым вопросам РСТ Георгий Мохов. «Туроператор должен публично заявить о невозможности исполнения своих обязательств и прекращении по этой причине своей деятельности, а не писать письма в Ростуризм, – пояснил он. – Если туроператор по своей воле вышел из реестра, то договор со страховой компанией прекращается, так как нет объекта страхования, и фингарантии в этом случае не работают».
Таким образом, получается, что хотя договор «Робинзона» с «Лексагарантом» действует до 31 августа 2020 года, он прекращен страхователем добровольно и досрочно – 7 июля. «У туристов есть возможность обратиться к туроператору, и тот может выплатить им компенсации из имеющихся в компании средств. В противном случае – обращаться в суд», – говорит Юлия Алчеева.
Итак, туристы «Робинзона» не смогут получить от страховой компании компенсации за несостоявшиеся туры. Почему же туроператор разослал им письмо, предлагая обращаться именно к страховщику?
По мнению директора «Турпомощи» Александра Осауленко, многие руководители туристических компаний никогда не читали отраслевой закон и до сих пор не знают, как работают финансовые гарантии. «Мы неоднократно сталкивались с этим. Кто-то считает, что страховщик будет компенсировать будущие туры, даже если туроператор сообщил об уходе с рынка за день до окончания действия договора страхования ответственности. Бывало наоборот: компания оформила новые фингарантии и через пару дней объявила о приостановке деятельности в расчете, что туристы получат компенсации даже по турам, проданным до заключения нового договора».
Но Юлия Алчеева усматривает в действиях «Робинзона» умысел или злоупотребление сложной ситуацией, в которой оказался туроператор. «В компании, которая уже 17 лет на рынке, не могут не знать, что своими действиями оставляют туристов без компенсации. Туроператор мог бы уйти достойно, но он знает, что это далеко не первый случай, когда компания покидает его с неисполненными обязательствами и это сходит с рук, – пояснила она RATA-news. – Подавляющая часть туроператоров ушла с рынка, скажем так, некрасиво. Достаточно с нас уже Зотовых, Воробьевых и Недоползов, когда с полными банковскими счетами в России и за рубежом компании перекладывали свою ответственность на страховщиков».
По словам Юлии Алчеевой, порочна была сама практика исключения туроператоров из реестра по решению Ростуризма. Например, приказ об исключении «Натали Турс» был опубликован 3 сентября, но в нем указывалось, что неисполнение обязательств по договорам о реализации турпродукта началось с 4 июля 2018 года, когда компания фактически прекратила выполнение обязательств, но еще два месяца морочила всем голову. Таким образом, считает г-жа Алчеева, для компании «Ингосстрах» был необоснованно увеличен период выплат по турам, выходящим за рамки страхового случая. Аналогичный маневр был проделан и с «Жемчужной рекой»: приказ Ростуризма вышел 12 декабря, но датой начала неисполнения обязательств в нем значилось 8 декабря.
«Из-за отсутствия контроля за деятельностью туроператоров вся тяжесть финансовой ответственности в случае неисполнения ими обязательств ложится на страховщиков, а защита интересов туристов все равно оказывается неэффективной», – говорит Юлия Алчеева. Но сейчас в Ростуризме другое руководство, и оно не отказывается от функций регулятора. Получая заявление о несостоятельности, ведомство стало анализировать финансовое состояние компаний, проверяя, действительно ли они не могут исполнить обязательства перед туристами.
«То есть впервые за 13 лет существования фингарантий регулятор проводит проверку публичных объявлений туроператора на предмет их адекватности, и это очень важный сигнал для рынка», – говорит г-жа Алчеева.
В апреле на фоне пандемии Ростуризм собирал отчетность туроператоров, чтобы иметь представление о размерах их обязательств. Стало очевидно, что ситуация форс-мажорная, поэтому исполнение этих обязательств было решением правительства перенесено до конца 2021 года, и туроператоры, как заметила собеседница, не могут сбросить их с себя по собственному желанию. Обращение к страховой компании – это экстренный случай, а не решение текущих проблем, когда компании проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что бизнес сейчас лучше остановить.
«Это не должно стать прецедентом, иначе пострадают добросовестные туроператоры, которые в сложной ситуации продолжают вести бизнес. Трудно сейчас всем, но кто-то ищет выходы за счет своих сил, а кто-то – за счет других, в данном случае страховщиков», – полагает г-жа Алчеева.
«Налицо системный дефект, отсутствие возможности наблюдения и санации компаний, которые пожелали уйти с рынка. Постараемся в ближайшее время инициировать межведомственное совещание по этому вопросу», – сказал Георгий Мохов.
Сейчас, возможно, лучшее время для решения давно назревшего противоречия во взаимоотношениях страховщиков и туроператоров. «Туризм только восстанавливается, никто никуда не спешит, нет застрявших туристов за рубежом, которых надо вывозить. Нет угрозы потребительского конфликта и того общественного прессинга, в котором приходилось действовать в аналогичных ситуациях раньше», – сказала Юлия Алчеева.
Светлана СТАВЦЕВА, RATA-news
Вся пресса за 20 июля 2020 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, Страхование выезжающих за рубеж, Страхование ответственности, Страхование финансовых рисков
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
8 августа 2025 г.

|
|
РИА Новости, 8 августа 2025 г.
Суд в закрытом режиме рассмотрит иск потерпевших в теракте в «Крокусе» к «Ингосстраху»

|
|
КонсультантПлюс, 8 августа 2025 г.
Клиника доказала в суде отсутствие вины в нарушении сроков диагностики по ОМС

|
|
Казахстанский портал о страховании, 8 августа 2025 г.
Крупнейший страховой агрегатор оштрафован индийским регулятором за нарушения страхового законодательства

|
|
72.ru, Тюмень, 8 августа 2025 г.
В регионах убытки от хакерских атак достигают миллионов рублей: как минимизировать риски

|
|
Турбизнес, 8 августа 2025 г.
Туризм: Происшествия

|
|
Sputnik Беларусь, 8 августа 2025 г.
Белорус пытался провернуть аферу со страховкой – ему грозит до 12 лет

|
|
Интерфакс, 8 августа 2025 г.
Суд прекратил производство по иску «Ильюшина» на 2,6 млрд руб. к страховым компаниям

|
|
IT Channel News, 8 августа 2025 г.
Киберстрахование в России: почему бизнес медлит с защитой от цифровых угроз?

|
|
Office life, Минск, 8 августа 2025 г.
По итогам июня в Беларуси в очередной раз снизилась доля взносов по добровольному страхованию

|
|
Курган и курганцы, 8 августа 2025 г.
В Зауралье назначили нового директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования

|
|
Деловой Казахстан, 8 августа 2025 г.
Страхование от ЧС: как правильно застраховать имущество, здоровье и жизнь

|
|
ТАСС, 8 августа 2025 г.
Исследование: только четверть компаний РФ включают в ДМС поддержку психолога

|
|
Официальный портал органов власти Чувашской республики, 8 августа 2025 г.
Страховщик не платит или заплатил мало? Обратитесь к финансовому уполномоченному

|
|
Frank Media, 8 августа 2025 г.
В 2025 году РНПК достигнет «пика» по выплаченным средствам

|
|
Ведомости онлайн, 8 августа 2025 г.
Дмитрий Брейтенбихер: «Инвестору важно комплексно рассматривать разные инструменты»

|
|
РИА Новости, 8 августа 2025 г.
Эксперт назвал способы сэкономить на туристической страховке

|
|
Реальное время, Казань, 8 августа 2025 г.
Аэропорт Казани ищет страховщика для операционной деятельности с премией $165 тысяч

|
 Остальные материалы за 8 августа 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|